Тема: Н. В. Гоголь "Шинель" Образ «маленького человека»

… надо, чтобы за дверью
каждого довольного, счастливого человека
стоял кто-нибудь с молоточком
и постоянно напоминал бы стуком,
что есть несчастные…

А. П. Чехов

Цели и задачи урока:

познакомить с повестью Н. В. Гоголя “Шинель”;проследить раскрытие темы “маленького человека” в русской литературе;учить анализу текста;работа с литературоведческими понятиями “портрет”, “деталь” и др. развитие навыков монологической речи;развитие навыков работы с критической литературой;воспитание любви и уважения к личности человека.

Оборудование: иллюстрации к произведениям “Станционный смотритель”А. С. Пушкина “Шинель” Н. В. Гоголя;фильм “Шинель”;раздаточные листы к уроку по группам.

Ход урока

1.Актуализация опорных знаний

Сегодня мы поговорим с вами о любви, чувстве, знакомом каждому из вас. Попытаемся проникнуть в тайну: может ли быть произведение о любви, если в нем нет любовной линии. чтение слов А. П. Чехова

… надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные… - пишет А. П. Чехов в рассказе “Крыжовник”.

2.Работа над повестью

. История создания.

Замысел повести “Шинель” родился не сразу.

В середине 30-х годов Гоголь услышал анекдот о чиновнике, потерявшем ружье. Первый набросок повести имел название “Повесть о чиновнике, крадущем шинели”. В этом наброске просматривались анекдотические мотивы, комические эффекты. Чиновник носил фамилию Тишкевич. В 1842 году Гоголь завершает повесть, изменяет фамилию героя, и повесть печатается, завершая цикл “Петербургских повестей. ” Место действия – Петербург - выбран неслучайно.

- Как вы думаете, почему?(город безжалостен, равнодушен к миру “маленького человека”)

3. Анализ повести.

- Расскажите о главном герое. Как было дано имя? Какие строки говорят о предопределенности судьбы?

- Каков быт Акакия Акакиевича? Как живет этот человек?

- Каково отношение к нему сослуживцев?

- Какое сравнение использует Гоголь, чтобы показать унизительность положения этого человека?работа с иллюстрацией к тексту (см. рисунок 1)

- Посмотрите, что попытались показать иллюстраторы?

- Подберите строчки из текста.

- Каким образом Гоголь показывает обезличенность Акакия Акакиевича? Подчеркивает типичность?работа над портретом героя

Гоголь не скрывает ограниченности, скудности интересов своего героя, косноязычия. Но на первый план выводит другое: его кротость, безропотное терпение. Даже имя героя несет это значение:

- ДОСКА: АКАКИЙ - смиренный, незлобивый, не делающий зла, невинный

- Как вы думаете почему?

- Какие чувства вызывает у вас герой? Когда вы смеялись, а когда сочувствовали ему?чтение сцены разговора с Петровичем

- А каково авторское отношение?

Гоголь дает два противоположных, даже несовместимых полюса в портрете героя.

- Башмачкин - несчастный или посмешище?

- Появление шинели приоткрывает душевный мир героя.

- Почему Гоголь так подробно рассказывает о приобретении шинели, даже о том, какой мех был положен на воротник (иллюстрація 2)

- Прочти эпизод, изображенный иллюстраторами.

- Давайте подберем эпитеты к шинели с точки зрения Акакия Акакиевича.

- Проследите по тексту за изменением портрета, поведения, речи героя в то время, когда он впервые надел шинель.

выборочное чтение

- Какие перемены вносит появление шинели в жизнь героя?

 (статус в глазах сослуживцев, сам становится тверже характером, но все это формально)

Я предлагаю вам в группах обсудить два высказывания современников.

Согласны ли вы с ними

- Достоин ли Башмачкин человеческого звания или он полное ничтожество?

- Что происходит с Акакием Акакиевичем ? (потрясение, буря эмоций, чувств, но Гоголь не дает прямой речи персонажа – только пересказ. Акакий Акакиевич остается бессловесным даже в критическую минуту своей жизни)

- В чем заключается особый драматизм этой ситуации?(никто не помог ему)

- К кому обращается Акакий Акакиевич ?работа с иллюстрацией (см. рисунок 3)

 

- Что удалось изобразить иллюстраторам?

- Давайте прочитаем сцену встречи со значительным лицом, стараясь верно передать интонацию. выборочное чтение

- Каким же вы увидели чиновника?

- Почему у него даже нет имени, только средний род-лицо?

- Давайте посмотрим финал повести и подумаем , почему именно так заканчивается повесть?просмотр видеофрагмента из к/ф “Шинель”

- А теперь я вам предлагаю в группах обсудить вопрос о финале повести.

групповая работа

4. Обсуждение ответов детей выступление первой второй, третьей группы

- За что наказывается значительное лицо? (нет сострадания, нет любви к ближнему, нарушает главную заповедь “возлюби ближнего”)

- Как вы понимаете авторскую позицию?

 

- О чем же это произведение? (несмотря на отсутствие любовной линии, это произведение о любви к человеку, о необходимости видеть в каждом Божье творение)

- Вспоминаются строчки из Библии: “Заповедь новую даю вам, да любите друг друга”, “возлюби ближнего как самого себя”

- Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока ( слова Чехова). ---Зачем же нужно это напоминание?

5. Домашнее задание.

Башмачкин – несчастный или посмешище? Поразмышляйте над этим вопросом (письменно). 6. Итоги урока.- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке по карте самооценки (см. приложение